Функциональная грамотность
Функциональная грамотность школьников: что это такое и как ее развить
Многие страны вводят новые образовательные стандарты для детей с учетом тех вызовов, которые им придется решать в будущем. И центральным понятием становится так называемая функциональная грамотность. Что же это такое?
«Функционально грамотный человек – этот тот, который способен постоянно использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности», – рассказала руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАН Галина Ковалева.
Впервые это понятие было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году. Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности – важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем.
Сегодня функциональная грамотность трактуется гораздо шире. «Дети должны получить не только знания и умения, но также научиться строить отношения и ценности», – отметила Ковалева. Согласно PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), это понятие включает читательскую, математическую, финансовую и естественно-научную грамотности, креативное мышление и глобальные навыки. Как рассказала Ковалева, результаты исследования PISA показывают, что в России около пятой части выпускников основной школы не достигают порогового уровня функциональной грамотности.
По мере развития человечества детство не только удлиняется, но и существенно меняется. И российские ученые сегодня об этом даже не спорят, а принимают как факт. И происходит это потому, что сложившиеся модели в педагогике и детской психологии «трещат по швам», отметила профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Галина Солдатова.
Если два-три десятилетия назад можно было достаточно точно описать успешного взрослого, то сегодня это сделать намного сложнее. «В последнее десятилетие на первый план выходит фактор цифровой трансформации, который является одним из самых значимых макропроцессов в современном мире и который влияет на все сферы жизнедеятельности человека», – сказала она.
За последние шесть лет интенсивность использования интернета существенно возросла как у детей, так и у их родителей. Более чем в два раза увеличилось число подростков с высокой и очень высокой пользовательской активностью. Каждый второй подросток от 14 до 17 лет проводит в Сети в среднем 6 часов в день, и каждый пятый – 9 часов.
«При таком большом времени проведения в Сети возникает вопрос – а возможно ли вообще разделить жизнь на онлайн и офлайн? – заметила Солдатова. – Каждый второй ребенок ответил, что живет в равных долях в обоих мирах и не видит между ними разницы. То есть каждый второй подросток (и, для сравнения, каждый пятый взрослый) живет в смешанной реальности, о которой начали говорить еще в начале 90-х годов».
Сегодня все чаще поднимается вопрос о цифровой личности. Если упростить, то это процесс и результат оцифровки всего – и персональных данных, и индивидуальных потребностей, и деятельности, и отношений, и биографии, и др.
В цифровой реальности меняется ближний круг. Знаменитое «число Данбара» гласит, что человек способен поддерживать не более 150 постоянных социальных связей. И в это число, прежде всего, входят самые ближние круги – сначала семья, затем друзья, потом знакомые и незнакомые люди. В интернете эти круги выглядят совсем иначе. У современного ребенка в ближний круг, прежде всего, входят друзья, потом незнакомые друзья, затем просто знакомые, а семья остается где-то на периферии. Уже в подростковом возрасте люди достигают уровня 150 социальных связей – согласно исследованиям, примерно каждый третий тинейджер.
Проблемы современного образования кроются в функциональной грамотности самих учителей, считает заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ Владимир Львовский.
«В начальной школе чтение понимается как цель, и детей учат читать, – рассказал он. – В основной школе чтение должно стать функцией, и от обучения чтению мы должны перейти к чтению для обучения. И поскольку мы видим, что Россия показывает довольно низкие результаты, мы можем сделать вывод, что в России этого перехода школа не осуществляет – чтение остается целью и не превращается в средство».
Другая проблема состоит в том, что учителя продолжают давать знания в привычном формате, и все коммуникационные навыки дети вынуждены формировать во внеурочное время. Тогда как важно научить их руководить и работать в команде. Учитель должен выступать не как «говорящая голова», а как модератор и консультант при выполнении школьниками тех или иных задач.
Необходимо менять структуру школьного образования и, главное, его содержание, согласна старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования РАО Татьяна Коваль.
В рамках исследования и мониторинга в одной из российских школ среди учеников стали проводить уроки, на которых поднимались взрослые вопросы – проблемы миграции, детского труда, гендерного неравенства. Так, ученикам седьмого класса предложили ситуацию «Не выбрасывайте еду». Детям рассказали, сколько еды ежегодно выбрасывается в мусорку, и показали весь путь, который проходят эти продукты, – от производства до свалки. Картинку сопровождала фраза о том, что если мы выбрасываем продукты, это означает, что мы выбрасываем и труд, который был затрачен на их производство.
Детям предложили представить ситуацию, в которой маленький мальчик не понял написанного и его старший брат должен ему это объяснить на примере семьи. Какими словами – в этом состояла задача учеников. Некоторые дети давали осмысленные и рациональные ответы, такие как: «Отец работал в поле, чтобы принести картошку. Сын не доел и выбросил картошку. Значит, отец старался зря». Но такие ответы дали только 56% учеников. Остальные объяснить эту ситуацию не смогли.
«Частично это связано с организационными умениями учеников, – пояснила Коваль. – Они не читают или не дочитывают инструкцию до конца. Они могут произвольно менять местами блоки ответов, и тогда причина становится следствием и наоборот. Они не заканчивают рассуждения, не используют предложенный формат ответа. Но это не самое главное». Главное, по ее словам, это дефицит познавательной деятельности. Дети с интересом высказывают свое мнение по поводу ситуации, но требование задания при этом остается как бы в стороне. Дети затрудняются приводить примеры, аргументы, высказывать доводы и контрдоводы на проблему.
В процессе своей работы учителям приходится искать решения, пробовать разные форматы и экспериментировать. Главное, показать, что знания и навыки, которые школьники приобретают в процессе обучения, им необходимы и пригодятся в жизни, уверена учитель математики Филипповской школы Екатерина Богданович.
«Например, оплатить электричество, – рассказала она. – Я реально задаю – найти в доме счетчик, выяснить, какой он – двухтарифный или трехтарифный, снять показания, выяснить, какой тариф, посчитать, сколько нужно заплатить, а затем найти, куда эти показания надо передать. И после того, как они своими руками проделали эту процедуру, они начинают по-другому воспринимать этот процесс оплаты электричества. После этого с ними можно обсудить ситуацию: а что если мы поедем на дачу, и там у нас будет другой тариф? Мы там будем жить только летом, и какой счетчик нам нужен? А какого класса энергопотребления нам нужен холодильник? И такие реальные заходы можно найти практически во всех темах».
«Для того, чтобы ученики с радостью шли на урок, они должны понимать, зачем они туда идут, – согласна методист по словесности Хорошколы Инна Торботряс. – Нам самим важно понимать, в какой мир придут наши ученики». По ее мнению, они должны научиться решать комплексные задачи, думать критически, мыслить творчески, иметь навык управления людьми, работы в команде, распознавания эмоций других людей и своих собственных, формировать суждения, применять решения.
«В мире довольно много техник манипулирования, и если мы не научим аналитическому мышлению, оценке информации, соответственно, суждения, которые будут формировать наши ученики, окажутся ложными, и это может повлиять на их жизнь, – сказала Торботряс. – Сегодня каждый находится в огромном потоке информации. И хотя ученику кажется, что он умеет в ней ориентироваться, что он прекрасно все понимает, тем не менее, скорее всего, навыков обработки информации у него не так много. Наша задача этому научить».
Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности
1. Открытые задания PISA: Ссылка
2. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: Ссылка
3. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: Ссылка . Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: Ссылка Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»:Ссылка
4. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: Ссылка
5. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы Ссылка
Полезные ссылки
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
- Он-лайн уроки по финансовой грамотности
- Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности_ФИПИ
- Видео_Математическая грамотность особенности формирования и диагностики_ИРО
- Видео_Преподавание финансовой грамотности в общеобразовательной организации в контексте обновленных ФГОС
- Инструменты формирования функциональной грамотности в начальной школе. Приёмы работы на уроке
- Видео "Марафон функциональной грамотности. Диалог: «Читательская грамотность как ключ ко всем видам ФГ".
- Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования»